30.05.2012 в 20:15
Пишет Локи Злокозненный:Трикстер
Слово «трикстер» в буквальном переводе с английского означает «обманщик, хитрец, ловкач» и происходит от trick – трюк, хитрость, обман; шутка, шалость; фокус, умение, сноровка. Производные формы: tricksy – ненадежный, обманчивый, шаловливый, игривый, разодетый, нарядный; tricky – сложный, запутанный, мудреный, хитрый, ловкий, находчивый, искусны. В современном русском языке для этого понятия есть множество синонимов или слов, близких по смыслу: шут, скоморох, плут, обманщик, лицедей, «дурак», или заимствованных – паяц. Трикстер нарушает общепринятые границы, установления, порядок.
читать дальше
Трикстера рассматривают с различных сторон, с мифологической, литературной, социальной. Среди мифологических трикстеров рассматриваются и описываются такие трикстеры, как Трикстер племени Виннебаго, Локи, Гермес, Одиссей, Ходжа Нассредин, Койот, Ворон, Братец Кролик и Рейнеке Лис. Трикстер - это явление социальное, а вернее антисоциальное, нарушающее принятые в обществе нормы морали. Однако, он не обязательно несет в себе отрицательное значение, Трикстер своим внеморальным поведением привносит в культуру новые традиции. Он любит зло подшутить над людьми — лишь затем, чтобы пасть жертвой мести тех, кому он навредил. По этой причине его профессия часто представляет опасность для его жизни.
Вот что пишет Юнг о трикстере: «Он и недочеловек, и сверхчеловек, бестия и божество, а самая главная и бросающаяся в глаза его черта — его бессознательность. Он настолько не осознает себя, что даже в его теле нет единства: его руки дерутся друг с другом. Он отделяет от себя анус и доверяет ему выполнение определенного задания. Даже пол его неясен, несмотря на явное преобладание фаллических качеств: он может превратиться в женщину и вынашивать детей. Из своего пениса он делает всевозможные полезные растения. Он обладает сущностью Творца, ибо мир был создан из тела бога».
Характерными чертами Трикстера можно назвать способность менять облик, превращаясь в животного или меняя пол, прожорливость и похоть, требующее регулярного удовлетворения, собственно животное начало и начало провокационное, ведущее к значительным изменениям в обществе. Функция трикстера – давать возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, давать возможность менять закоренелые устои общества.
Трикстер совершенен и даже божественен в самом своем кажущимся несовершенстве. Кроме того Трикстер олицетворяет смеховое начало. Причем, зачастую вредя другим и себе, Трикстер по сути неизменно оказывается победителем. Кочуя из переделки в переделку, он остается живым, здоровым, веселым и бессмертным, чему немало способствует оборотничество Трикстера. Так, Локи способен превратиться в сокола, кобылу, рыбу. Отметим, что зооморфностью и оборотничеством отличается не только курьезный Трикстер, но и многие "серьезные" культурные герои и даже боги.
Трикстер – это архетипический образ, представленный в мифах многих культур, обозначенный в виде человека, полубога или животного, наделенного сверхъестественными способностями, с помощью которых он утоляет свои потребности и одновременно вносит положительные изменения в культуру, способствующие ее развитию.
В мифах Трикстер играет разные роли - от комической роли дурака, попадающего в переделки, до серьезной роли Создателя людей. Одной из функций Трикстера, кроме провокации, является функция передачи знаний.
Цикличность мифов о трикстере хорошо иллюстрируется скандинавскими мифами, где сначала Локи выступает в роли трикстера, а Один противопоставлен ему как культурный герой, а позже сам Один действует как трикстер.
В скандинавской мифологии трикстерскими чертами обладают Локи и Один. Если рассматривать их по отдельности, то для Локи можно назвать следующие черты: хитрость, способность к трансформации и изменению пола, даритель, обладает возможностью пересекать границы миров, посещать загробный мир.
Одина как трикстера отмечает способность к оборотничеству и перемещению между «верхним» и «нижним» мирами. Так например в мифе о похищении поэтического меда Один проникает в скалу в виде змеи, а возвращается в Асгард в облике орла. Помятуя о том, что орел и змея маркируют верхний и нижний уровни мирового дерева, скрытую символику вертикального странствия по дереву вниз – туда и вверх – обратно…. Один выступает как даритель и посредник, покровительствует добыче духовных и материальных ценностей, их обмену и торговле.
В мифах Один выступает как разрушитель старого Мира. Помимо шаманской составляющей, способности к трансформации и провокациям, Один играет и роль Создателя:
«При создании нового Мира Один выступает как разрушитель Мира старого, он убивает великана Имира и нарушает тот Порядок, что был при Имире… Расчленив первовеликана на куски, Один и его братья возводят собственное Мирозданье. Один становится тем самым Всеотцом» .
***
Феномен Трикстера привлекает не только исследователей, но и творческих людей, которые посвящают ему рассказы, стихотворения и другие свои работы. Одной из таких работ является стихотворении Катерины Кюне, которая дает к своему стихотворению следующее предисловие: «Типичная черта трикстера коварные, злые выходки, причем совершает он их не умышленно, не из злого расчета, а словно ребенок, который ещё не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, для которого добра и зла ещё не существует. Физический и духовный голод трикстера неутолим. Трикстер постоянно томим желаниями…»
Стихи по теме«Трикстер»
Азарт и в жизнь игра до дыр
И жажда, жажда!
Мой alter idem из задир.
Затейник. Бражник.
Шутник. Забыв про зеркала,
Оброс, не стригся.
Зверек, в чем мама родила,
Типичный трикстер.
Но он одумался, изрос
Свои проказы:
Одет, женат, сладкоголос,
Голубоглазый...
Любовных песен не поeт -
Глядит с опаской.
И не пойдeт - свинья свиньeй -
В хмельную пляску.
Я в баре. Он сидит во мне
От скуки маясь.
Но я ему как сатане
Сопротивляюсь.
Щекочет: в пляс, купив вина
На всю наличность!
А я: изыди , сатана,
Ведь неприлично!
Нет, встать, (пусть кровь коснется щек)
И туфли скинуть.
Мне только двадцать, я ещe...
Прямее спину!
И время потащило вспять
Меня, босую...
Шутник, он любит танцевать -
И я танцую!
И жажда, жажда! Я ищу
Глаза по залу.
И вдруг - встречаю твой прищур
Слегка усталый
У стойки мы локтeм к локтю
Сквозь складки блузки...
А твой фисташковый костюм
В плечах чуть узкий...
И жажда и от жажды - в дрожь
Любить, не стричься.
А впрочем, что с меня возьмешь -
Типичный трикстер...
URL записиСлово «трикстер» в буквальном переводе с английского означает «обманщик, хитрец, ловкач» и происходит от trick – трюк, хитрость, обман; шутка, шалость; фокус, умение, сноровка. Производные формы: tricksy – ненадежный, обманчивый, шаловливый, игривый, разодетый, нарядный; tricky – сложный, запутанный, мудреный, хитрый, ловкий, находчивый, искусны. В современном русском языке для этого понятия есть множество синонимов или слов, близких по смыслу: шут, скоморох, плут, обманщик, лицедей, «дурак», или заимствованных – паяц. Трикстер нарушает общепринятые границы, установления, порядок.
читать дальше
Трикстера рассматривают с различных сторон, с мифологической, литературной, социальной. Среди мифологических трикстеров рассматриваются и описываются такие трикстеры, как Трикстер племени Виннебаго, Локи, Гермес, Одиссей, Ходжа Нассредин, Койот, Ворон, Братец Кролик и Рейнеке Лис. Трикстер - это явление социальное, а вернее антисоциальное, нарушающее принятые в обществе нормы морали. Однако, он не обязательно несет в себе отрицательное значение, Трикстер своим внеморальным поведением привносит в культуру новые традиции. Он любит зло подшутить над людьми — лишь затем, чтобы пасть жертвой мести тех, кому он навредил. По этой причине его профессия часто представляет опасность для его жизни.
Вот что пишет Юнг о трикстере: «Он и недочеловек, и сверхчеловек, бестия и божество, а самая главная и бросающаяся в глаза его черта — его бессознательность. Он настолько не осознает себя, что даже в его теле нет единства: его руки дерутся друг с другом. Он отделяет от себя анус и доверяет ему выполнение определенного задания. Даже пол его неясен, несмотря на явное преобладание фаллических качеств: он может превратиться в женщину и вынашивать детей. Из своего пениса он делает всевозможные полезные растения. Он обладает сущностью Творца, ибо мир был создан из тела бога».
Характерными чертами Трикстера можно назвать способность менять облик, превращаясь в животного или меняя пол, прожорливость и похоть, требующее регулярного удовлетворения, собственно животное начало и начало провокационное, ведущее к значительным изменениям в обществе. Функция трикстера – давать возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, давать возможность менять закоренелые устои общества.
Трикстер совершенен и даже божественен в самом своем кажущимся несовершенстве. Кроме того Трикстер олицетворяет смеховое начало. Причем, зачастую вредя другим и себе, Трикстер по сути неизменно оказывается победителем. Кочуя из переделки в переделку, он остается живым, здоровым, веселым и бессмертным, чему немало способствует оборотничество Трикстера. Так, Локи способен превратиться в сокола, кобылу, рыбу. Отметим, что зооморфностью и оборотничеством отличается не только курьезный Трикстер, но и многие "серьезные" культурные герои и даже боги.
Трикстер – это архетипический образ, представленный в мифах многих культур, обозначенный в виде человека, полубога или животного, наделенного сверхъестественными способностями, с помощью которых он утоляет свои потребности и одновременно вносит положительные изменения в культуру, способствующие ее развитию.
В мифах Трикстер играет разные роли - от комической роли дурака, попадающего в переделки, до серьезной роли Создателя людей. Одной из функций Трикстера, кроме провокации, является функция передачи знаний.
Цикличность мифов о трикстере хорошо иллюстрируется скандинавскими мифами, где сначала Локи выступает в роли трикстера, а Один противопоставлен ему как культурный герой, а позже сам Один действует как трикстер.
В скандинавской мифологии трикстерскими чертами обладают Локи и Один. Если рассматривать их по отдельности, то для Локи можно назвать следующие черты: хитрость, способность к трансформации и изменению пола, даритель, обладает возможностью пересекать границы миров, посещать загробный мир.
Одина как трикстера отмечает способность к оборотничеству и перемещению между «верхним» и «нижним» мирами. Так например в мифе о похищении поэтического меда Один проникает в скалу в виде змеи, а возвращается в Асгард в облике орла. Помятуя о том, что орел и змея маркируют верхний и нижний уровни мирового дерева, скрытую символику вертикального странствия по дереву вниз – туда и вверх – обратно…. Один выступает как даритель и посредник, покровительствует добыче духовных и материальных ценностей, их обмену и торговле.
В мифах Один выступает как разрушитель старого Мира. Помимо шаманской составляющей, способности к трансформации и провокациям, Один играет и роль Создателя:
«При создании нового Мира Один выступает как разрушитель Мира старого, он убивает великана Имира и нарушает тот Порядок, что был при Имире… Расчленив первовеликана на куски, Один и его братья возводят собственное Мирозданье. Один становится тем самым Всеотцом» .
***
Феномен Трикстера привлекает не только исследователей, но и творческих людей, которые посвящают ему рассказы, стихотворения и другие свои работы. Одной из таких работ является стихотворении Катерины Кюне, которая дает к своему стихотворению следующее предисловие: «Типичная черта трикстера коварные, злые выходки, причем совершает он их не умышленно, не из злого расчета, а словно ребенок, который ещё не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, для которого добра и зла ещё не существует. Физический и духовный голод трикстера неутолим. Трикстер постоянно томим желаниями…»
Стихи по теме«Трикстер»
Азарт и в жизнь игра до дыр
И жажда, жажда!
Мой alter idem из задир.
Затейник. Бражник.
Шутник. Забыв про зеркала,
Оброс, не стригся.
Зверек, в чем мама родила,
Типичный трикстер.
Но он одумался, изрос
Свои проказы:
Одет, женат, сладкоголос,
Голубоглазый...
Любовных песен не поeт -
Глядит с опаской.
И не пойдeт - свинья свиньeй -
В хмельную пляску.
Я в баре. Он сидит во мне
От скуки маясь.
Но я ему как сатане
Сопротивляюсь.
Щекочет: в пляс, купив вина
На всю наличность!
А я: изыди , сатана,
Ведь неприлично!
Нет, встать, (пусть кровь коснется щек)
И туфли скинуть.
Мне только двадцать, я ещe...
Прямее спину!
И время потащило вспять
Меня, босую...
Шутник, он любит танцевать -
И я танцую!
И жажда, жажда! Я ищу
Глаза по залу.
И вдруг - встречаю твой прищур
Слегка усталый
У стойки мы локтeм к локтю
Сквозь складки блузки...
А твой фисташковый костюм
В плечах чуть узкий...
И жажда и от жажды - в дрожь
Любить, не стричься.
А впрочем, что с меня возьмешь -
Типичный трикстер...